Как можно оценить предметы криптоискусства?

Несмотря на то, что криптоискусство развивается быстрыми темпами, критики ставят под сомнение его способность конкурировать с традиционным рынком, как по функциям и по силе воздействия.

Давайте рассмотрим ключевые особенности и характеристики обоих рынков, чтобы определить, будет ли криптоискусство иметь ценность в будущем, и если да, то какую.

В нужное время в нужном месте?

В сентябре блокчейн-платформа для программируемого творчества Async Art объявила об исторически значимом событии — продаже предмета искусства за $ 100 000. На тот момент это было самой большой суммой, на которую когда-либо оценивалось произведение криптоискусства.

Цифровое произведение искусства в виде NFT (невзаимозаменяемого токена) было продано за 262 ETH (около $ 159 000 по ценам декабря) частному анонимному коллекционеру по имени TokenAngels.

Произведение под названием «В нужном месте в нужное время» было разработано, написано и размещено на платформе Async художником Мэттом Кейном. Оно состоит из 24 слоёв, каждый из которых повторяет движение цены биткоина (BTC) длительностью в один час. Все вместе слои отображают суточное ценовое движение криптовалюты. Когда эти слои объединяются, они создают эстетически динамичное произведение искусства, а для более опытного глаза репродукция ещё и наполняется смыслом.

Создатель картины сказал, что эта продажа знаменует собой новую эру в секторе искусства, поскольку даёт современным художникам возможность получать прибыль от своей работы, что довольно редко для творческих личностей.

Это заслуживает уважения. Больше всего я рад, что помог установить уровни цен для других цифровых художников, чтобы они серьёзно отнеслись к своей работе и начали зарабатывать на жизнь продажей произведений искусства. До тех пор, пока у нас не появилась возможность доказывать историю происхождения и владения, а также дефицитность изделия с помощью блокчейна, процесс продажи цифрового искусства по сравнению с этим был допотопным. Наконец-то будущее наступило! — сказал Кейн.

Почему именно криптоискусство?

Цифровое искусство существует с момента появления компьютеров, так что NFT в этой сфере не новость. Ещё в 2017 году такие игроки, как CryptoPunks, уже закладывали основу для редкой экосистемы искусства в мире криптографии. Однако тогда серьёзной трудностью было доказательство редкости. Комбинируя цифровое искусство с NFT, художники могут создавать произведения, обладающие многими чертами физического искусства, и кое-чем ещё.

Например, работа «В нужном месте в нужное время» художника Кейна уникальна не только ценой своей продажи.

  • Во-первых, это постоянно меняющееся произведение искусства. Из-за своей запрограмированности оно меняется каждый день, отражая волатильность цены биткоина. Движение рассчитано на десять лет.
  • Во-вторых, в течение своей работы графическое изображение предназначено для создания дополнительных NFT, которые представляют собой определённые периоды жизненного цикла биткоина. Токены будут выпущены в ограниченном количестве — всего 210 штук. Владельцы этих токенов получат право приобрести физическую копию своих NFT.
  • В-третьих, произведение представляет собой новую модель распределения доходов в мире искусства. Первоначальный покупатель Token Angels получает процент от продаж вторично отчеканенных NFT, а создатель картины Кейн, в свою очередь, также имеет право на процент. Это долгожданная переработка традиционной модели, при которой художники не получали доли от продаж на вторичных рынках.

В знак уважения к фиксированному предложению биткоина в 21 миллион монет, коллекционер получает 21% от розничных продаж NFT и репродукций. Всего будет отчеканено только 210 NFT. Мы надеемся, что наше партнёрство — первое между художником и коллекционером — это то, что вдохновит людей на будущие партнёрские отношения, которые продолжат привносить новшества и укреплять новую модель, созданную нами, — добавил Кейн.

Кейн получает 10% от каждой вторичной продажи NFT. Также он получил в своё пользование так называемый токен владения, который позволяет ему вносить эстетические изменения в своё произведение искусства.

Рекордная продажа картины «В нужном месте в нужное время» подтверждает уверенность в том, что криптоискусство представляет собой быстрорастущий рынок. Кроме того, его экспериментальный и при этом новаторский подход к программируемому искусству в сочетании с его авангардной моделью распределения дохода ещё сильнее продвигает пространство к новым высотам.

Возможно, по этой причине критики беспокоятся о том, не переоценивается ли рынок криптоискусств. И это подводит нас к вопросу о его оценке.

Оценка стоимости традиционного искусства

В свежем отчёте от Art Basel/UBS о состоянии мирового рынка искусства на 2019 год данный сектор оценивается в колоссальные $ 64,1 млрд. Несмотря на то, что по сравнению с предыдущим 2018 годом эта цифра на 5% ниже, на рынке был отмечен рост частных продаж, пополнивший карманы торговых посредников. На текущий момент ключевыми рынками остаются США, Великобритания и Китай.

Рынок традиционного искусства велик и может быть очень прибыльным. Однако оценка произведений искусства остаётся довольно туманной темой. Чтобы продать произведение искусства, ему необходимо назначить цену.

Оценка произведения на рынке традиционного искусства обычно затрагивает четыре ключевых вопроса:

Спрос в этом контексте указывает на известность художника в сообществе деятелей искусства, а также на потребность в аналогичных произведениях искусства. Поэтому новички и ещё неизвестные художники вряд ли смогут продавать произведения по высокой цене. Это связано с тем, что известность творца зависит от количества его работ.

Кроме того, несмотря на, что сопоставимые произведения могут сослужить для художника хорошую службу, иногда эта похожесть способна и навредить, поскольку наиболее желанной чертой произведения искусства являются его редкость или уникальность. Материалы, используемые для создания произведения искусства, также имеют значение, так как некоторые из них являются более предпочтительными, нежели все остальные.

Ликвидность связана со спросом. Если художника хорошо знают и уважают, покупателю легче перепродать произведение. Из-за этого фактора реализовать произведения по высокой цене могут только те художники, на искусство которых есть спрос, поскольку превратить такие репродукции в наличные деньги — дело довольно нехитрое. Учитывая, что премиальные покупатели обычно приобретают произведения искусства в качестве средства сбережения стоимости — это важный фактор.

Арт-дилеры и аукционные дома закономерно играют важную роль в оценке традиционных произведений искусства. Если известный коллекционер или продавец произведений искусства соглашается сотрудничать с художником или покупает его работу, то известность художника растёт. Это в некоторой степени считается признанием места художника в творческой индустрии и ещё больше повышает ценность его работ.

Наконец, для оценки произведений искусства могут использоваться рыночные данные. Их часто используют аукционные дома и компании, занимающиеся маркетинговыми исследованиями. Рыночные данные полезны тем, кто хотел бы провести юридическую оценку произведений искусства, чтобы использовать их в ином финансовом плане, например, в качестве обеспечения ссуды.

Несмотря на наличие факторов, определяющих оценку стоимости произведения искусства, окончательная оценка по большей части носит субъективный характер. Она основана на решениях нескольких посредников.

В своей книге 2012 года «Ценность искусства: деньги, власть и красота» известный арт-дилер Майкл Финдли объясняет:

Как и в случае с валютой, коммерческая ценность искусства основывается на так называемой коллективной преднамеренности. У произведений искусства нет никакой внутренней объективной стоимости (по крайней мере, она не больше, чем у стодолларовой купюры). Коммерческую ценность создают и поддерживают сами люди, провозглашая значимым тот или иной предмет.

Такое положение дел в значительной степени приписывают магнату и коллекционеру Роберту Скаллу, который в октябре 1965 года продал ряд произведений искусства начинающих художников по стоимости, во много раз превышающей ту, за которую он их приобрёл. С тех пор рынок произведений искусства находится на устойчивой траектории роста, а некоторые произведения продаются за миллионы.

К сожалению для художников, они имеют право только на первую продажу и не получают доли с реализации на вторичных рынках. Например, известный американский художник Роберт Раушенберг продал свою работу 1958 года Роберту Скаллу и его жене Этель за $ 900. Произведение, названное Thaw (Оттепель или Таяние) позже перепродали на аукционе 1965 года за $ 85 000, с чего автор не получил никакого гонорара.

Оценка стоимости криптоискусства

Громкая продажа Мэттом Кейном своего произведения, благодаря чему он вошёл в историю, не единственный случай, наделавший шумиху в пространстве криптоискусства. Анонимный художник (или творческий коллектив) по имени Пак хорошо известен на сцене цифрового искусства, обычно его работы продаются за несколько тысяч долларов. Более того, на знаменательной для истории распродаже 8 октября известный аукционный дом Christie’s выставил на аукцион свой первый NFT за $ 130 000.

Эти события указывают на рост рынка криптоискусства. Однако критики считают, что этот сектор омрачён ценовым манипулированием и фиктивной торговлей, что завышает ценность работ. Кроме того, есть сомнения в важности проверки через блокчейн истории происхождения и владения предметом искусства для творческой индустрии.

NFT выглядят по большей части бессмысленно, потому что блокчейн не может проверить или подтвердить целостность любых данных, вводимых человеком. Человек, создающий NFT для престижа/в качестве произведения искусства или товара, не даёт абсолютно никаких гарантий относительно автора, — заметил ведущий криптоподкастов Гай Суонн.

Это обоснованная критика. Однако, если проводить параллели с рынком традиционного искусства, надо понимать, что там есть разные уровни качества. Нельзя сравнивать картину, нарисованную трёхлетним ребенком за обедом, с картиной, созданной художником за несколько недель. Точно так же нельзя сравнивать NFT, сотворённый из качества и инноваций — как то же творение Кейна — с кем-то, кто просто сделал фотографию картины Моны Лизы и превратил её в NFT. Здесь очевидна разница в качестве, влияющая на стоимость NFT.

Кроме того, четыре параметра, учитываемые при оценке на рынке традиционного искусства, могут быть применены и к криптоискусству. Такие артисты, как Кейн и Пак, имеют авторитет и пользуются большим уважением, поэтому они создают спрос.

Что касается ликвидности, то уже существуют торговые площадки и платформы, на которых NFT расцениваются как редкие произведения цифрового искусства, которые можно продавать. Речь идёт об OpenSea, Async и Rarible. Кроме того, децентрализованные финансы (DeFi) дают пользователям возможность использовать свои произведения искусства в виде NFT с помощью таких сервисов, как NFTfi. Там они получают кредит, предоставив предмет криптоискусства в качестве залогового обеспечения. С момента запуска в мае 2020 года платформа поддержала обеспеченные залогом кредиты между пользователями на сумму более $ 60 000, что доказывает, что рынок готов к такому технологическому решению.

Криптоискусство начинает отделяться от своего традиционного аналога по такому параметру, как посредник. По своему замыслу блокчейн-технологии, по крайней мере, открытые, работают по децентрализованной модели, которая убирает посредников из многих сценариев.

Существуют платформы, такие как Async, которые позволяют художникам создавать и продавать свои работы, сохраняя при этом контроль и суверенитет над своими произведениями. Учитывая отсутствие физических арт-дилеров или коллекционеров, в ряде случаев им легче получить большую прибыль от своей работы. Кроме того, такие платформы обычно предоставляют художникам гонорары, комиссионные вознаграждения и другие выплаты как при первичных, так и при вторичных продажах. В этом заметное отличие от традиционного сектора искусства.

Рыночные данные также играют роль в секторе криптоискусства, хотя и на свой лад. Учитывая открытый характер многих площадок для NFT и редких произведений цифрового искусства, злоупотребления там также неизбежно. На некоторых платформах пользователи занимаются такими делами, как «фиктивная торговля», что делает эти площадки неэффективными и мошенническими для сектора в целом.

И опять же, открытый характер таких платформ означает затруднённость контроля за участниками. Однако эти платформы используют свой рынок, чтобы определить, нужно ли им внедрять функции, ограничивающие такую ​​деятельность. Например, площадка Rarible ввела комиссию и токен управления для борьбы с фиктивной торговлей после заявления NonFungible.com о высоком уровне подозрительной активности на платформе.

Рыночные данные защищают сектор криптоискусства, поскольку поддерживают автономную систему сдержек и противовесов, которая может помочь защитить эту область от ненадлежащей торговой деятельности.

Однако, как и в секторе традиционного искусства, окончательная оценка действительно субъективна. К счастью, здесь работает принцип «что хорошо для одного, может подойти и для другого». Следовательно, криптоискусство должно иметь возможность оценивать себя по параметрам традиционного искусства, оставляя место для аналогичных субъективных оттенков.

ICO telegram


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Виктор блоггер, философ, творческая личность. Его страсть к словам и чудесам цифрового мира — вот что побуждает его писать для вас.